• 12_Apellyatsiya
  • 13_PPE
  • 1_Matematika
  • 2_Russkiy_yazyk(1)
  • 3_Sochinenie
  • 5_Inostrannye_yazyki
  • 6_Predmety(1)
  • 7_Protsedury(1)
  • 8_Bally
  • 9_Zapreshchaetsya
Печать
PDF

Три составляющих успеха сдачи ЕГЭ – психологически подготовленный педагог, родитель и ребенок.

(3 голоса,среднее 2.00)

«Ре­комен­да­ции ро­дите­лям по пси­холо­гичес­кой под­держ­ке и соп­ро­вож­де­нию де­тей в пе­ри­од под­го­тов­ки к ГИА»

«Ре­комен­да­ции пе­даго­гам по пси­холо­гичес­кой под­держ­ке и соп­ро­вож­де­нию де­тей в пе­ри­од под­го­тов­ки к ГИА»

«Ре­комен­да­ции уча­щим­ся по пси­холо­гичес­кой под­го­тов­ке к ГИА, поз­во­ля­ющей бо­лее эф­фектив­но сдать эк­за­мены»

 

Что оп­ре­деля­ет ус­пех эк­за­мена – зна­ния или уме­ние вла­деть со­бой?

  • Пе­даго­гам хо­рошо из­вест­но, что ре­зуль­та­ты эк­за­мена не всег­да оп­ре­деля­ют­ся уров­нем зна­ний уче­ника. По­рой те, кто го­товил­ся не ща­дя сил, без сна и от­ды­ха и, ка­залось бы, зна­ет все на­зубок, по­луча­ют худ­шие оцен­ки, чем те, кто ни­чем не жерт­во­вал, ра­ботал в ме­ру, без пе­ренап­ря­жения. Иног­да го­ворят «по­вез­ло», но де­ло не в ве­зении, а в том, что ус­пех на эк­за­мене за­висит не толь­ко и не столь­ко от уров­ня зна­ний, сколь­ко от спо­соб­ности ре­бен­ка спра­вить­ся с вол­не­ни­ем, сос­ре­дото­чить­ся, мо­били­зовать­ся, ор­га­низо­вать свою де­ятель­ность и пра­виль­но расс­чи­тать си­лы. Ре­ак­ция на эк­за­мена­ци­он­ный стресс во мно­гом оп­ре­деля­ет ре­зуль­тат ЕГЭ.

По­чему од­ни де­ти спо­кой­но сда­ют эк­за­мены, а дру­гие – очень вол­ну­ют­ся?

  • Лю­бой эк­за­мен – ис­пы­тание, ко­торое свя­зано с фи­зичес­ким, ин­теллек­ту­аль­ным и эмо­ци­ональ­ным нап­ря­жени­ем. Имен­но это сос­то­яние и на­зыва­ет­ся эк­за­мена­ци­он­ным стрес­сом. Су­щест­ву­ют два ос­новных ва­ри­ан­та ре­ак­ции на не­го. Пер­вый – ак­ти­виза­ция, мо­били­зация, кон­цент­ра­ция всех уси­лий. В этом слу­чае сох­ра­ня­ет­ся спо­соб­ность спо­кой­но и адек­ватно оце­нивать воп­ро­сы и за­дания, со­от­но­сить их со сво­ими зна­ни­ями, а так­же объек­тивно от­но­сить­ся к воз­ни­ка­ющим труд­ностям. Для вто­рого ва­ри­ан­та ха­рак­терны рас­те­рян­ность, страх не­уда­чи, па­ника. Тог­да те­ря­ет­ся спо­соб­ность адек­ватно ре­аги­ровать, и хо­рошо сдать эк­за­мены слож­но да­же тем, кто зна­ет ма­тери­ал.


Ка­ковы ос­новные фак­то­ры, вы­зыва­ющие или уси­лива­ющие эк­за­мена­ци­он­ный стресс?

  • Мож­но вы­делить сле­ду­ющие: не­гатив­ный наст­рой; си­ту­ации не­оп­ре­делен­ности и ог­ра­ниче­ния вре­мени; сом­не­ния в пол­но­те и проч­ности зна­ний, в собс­твен­ных спо­соб­ностях – ло­гичес­ком мыш­ле­нии, уме­нии ана­лизи­ровать. Кро­ме то­го, при­чина­ми мо­гут быть осо­бен­ности ор­га­низа­ции де­ятель­нос­ти, при­сущие каж­до­му от­дель­но­му ре­бен­ку, нап­ри­мер мед­ленный темп, дли­тель­ное вра­баты­вание, труд­ности пла­ниро­вания; пси­хофи­зичес­кие ка­чест­ва – сни­жен­ная ра­ботос­по­соб­ность, по­вышен­ная утом­ля­емость, слож­ности кон­цент­ра­ции и пе­рек­лю­чения вни­мания, низ­кая стрес­со­ус­той­чи­вость; ин­ди­виду­аль­ные осо­бен­ности нерв­ной сис­те­мы, фи­зичес­кое и ин­теллек­ту­аль­ное пе­ренап­ря­жение, а так­же груз от­ветс­твен­ности пе­ред ро­дите­лями и шко­лой.


Ка­ковы ти­пич­ные ро­дитель­ские ошиб­ки в хо­де под­го­тов­ки к эк­за­менам?

  • Ро­дитель­ские тре­воги, бес­ко­неч­ное за­пуги­вание («не сдашь», «не зна­ешь», «не так за­нима­ешь­ся») да­ют эф­фект не­гатив­ной ус­та­нов­ки, ко­торая па­рали­зу­ет да­же де­тей, хо­рошо зна­ющих ма­тери­ал, фор­ми­ру­ют не­уве­рен­ность, страх, по­вышен­ную тре­вож­ность. Осо­бен­но опа­сен не­гатив­ный наст­рой для де­тей со сла­бой нерв­ной сис­те­мой, воз­бу­димых, эмо­ци­ональ­ных. Ро­дите­ли не­ред­ко под­черки­ва­ют эти осо­бен­ности, при­поми­на­ют быв­шие не­уда­чи: «Ты всег­да вол­ну­ешь­ся» или «Не вол­нуй­ся, как в прош­лый раз». Тя­желый вздох и тре­вога в гла­зах ма­мы без слов соз­да­ют юту ат­мосфе­ру.

Уси­лива­ет вол­не­ние и страх пе­ред эк­за­меном под­черки­вание от­ветс­твен­ности, ко­торая ле­жит на пле­чах ре­бен­ка, - пе­ред шко­лой, учи­теля­ми, ро­дите­лями. Да­же ког­да взрос­лым ка­жет­ся, что ре­бенок не ощу­ща­ет это­го «гру­за», он есть, дру­гой воп­рос – хо­чет ли и мо­жет ли сам ре­бенок взять на се­бя от­ветс­твен­ность не толь­ко пе­ред со­бой, но и пе­ред дру­гими. «Ма­ма это­го не пе­режи­вет», «Ба­буш­ку это добьет», «Пе­ред ро­дите­лями бу­дет стыд­но» - не те ар­гу­мен­ты, ко­торые по­могут снять вол­не­ние и тре­вогу.

Сов­сем не ред­ко ро­дите­ли ис­поль­зу­ют за­пуги­вание и «стра­шил­ки», обе­щая бе­ды в нас­то­ящем и бу­дущем, ко­торые гро­зят при по­луче­нии низ­кой оцен­ки на ЕГЭ, - это так­же пло­хие по­мощ­ни­ки в пре­одо­лении эк­за­мена­ци­он­но­го стрес­са.

Срав­не­ние с бо­лее ус­пешны­ми сверс­тни­ками, стар­ши­ми братьями и сест­ра­ми, под­черки­вание их ус­пе­хов, по­ложи­тель­ных ка­честв не при­водит к же­ланию по­бедить со­пер­ни­ка или «взять с не­го при­мер», но мо­жет соз­дать конф­лик­тную си­ту­ацию в семье.

Ро­дите­ли час­то не име­ют предс­тав­ле­ния о про­цеду­ре, кри­тери­ях оцен­ки, слож­ности за­даний, а глав­ное – не всег­да зна­ют, как имен­но ре­бенок ре­аги­ру­ет на труд­ную си­ту­ацию. По­рой де­ти расс­ка­зыва­ют, что по­те­ют ру­ки, уча­ща­ет­ся серд­це­би­ение, по­яв­ля­ет­ся тош­но­та, оз­ноб, а в от­вет слы­шат: «Не по­нимаю, че­го ты так вол­ну­ешь­ся…». Сле­ду­ет вни­матель­но от­нестись ко всем жа­лобам ре­бен­ка, объяс­нить, что это воз­можная ре­ак­ция, по­мочь снять нап­ря­жение, расс­ла­бить­ся. По­нима­ние ре­бен­ком сво­его сос­то­яния и уме­ние его ре­гули­ровать – важ­ная сос­тавля­ющая под­го­тов­ки к эк­за­менам, в фор­ми­рова­нии ко­торой не­малая роль при­над­ле­жит ро­дите­лям.

Из­лишняя су­ета, опе­ка, то­таль­ный конт­роль и тре­бова­ние ин­тенсив­ной под­го­тов­ки, на­руша­ющие ре­жим тру­да и от­ды­ха («По­чему не за­нима­ешь­ся?», «Сколь­ко вы­учил?», «По­чему де­ла­ешь не то, а это?»), в ос­новном вы­зыва­ют разд­ра­жение и про­тест. Ро­дите­лей час­то воз­му­ща­ет же­лание ре­бен­ка про­гулять­ся, отв­лечь­ся, пой­ти в ки­но или прос­то по­валять­ся на ди­ване, слу­шая му­зыку. Сле­ду­ет пом­нить, что ра­бота без от­ды­ха не­эф­фектив­на и бесс­мыс­ленна. Неп­ре­рыв­ные за­нятия в те­чение 30-40 ми­нут долж­ны че­редо­вать­ся с 10-15 ми­нут­ным от­ды­хом, а пос­ле 2-3 ча­сов за­нятий не­об­хо­дим пе­рерыв на 1-1,5 ча­са. Хо­рошо бы в это вре­мя по­гулять, отв­лечь­ся, расс­ла­бить­ся. Мож­но об­су­дить с ре­бен­ком ход под­го­тов­ки, но не сто­ит конт­ро­лиро­вать каж­дый шаг, на­поми­ная об от­ветс­твен­ности и слож­ности эк­за­мена.


Ка­кие ре­комен­да­ции мож­но дать ро­дите­лям?

  • По­мощь и под­держ­ка сво­его ре­бен­ка во вре­мя под­го­тов­ки к эк­за­менам долж­на быть не на сло­вах, а на де­ле.

По­моги­те ор­га­низо­вать ра­бочее мес­то и ре­жим, по­балуй­те «вкус­нень­ким», раз­бе­рите вмес­те слож­ную за­дачу, ес­ли это по си­лам, вмес­те пов­то­рите да­ты, на­учи­те оце­нивать и ре­гули­ровать свое сос­то­яние. Не за­пуги­вай­те не­уда­чей и про­валом.

Не нас­та­ивай­те на ра­боте без от­ды­ха и сна. Не зап­ре­щай­те лю­бимых за­нятий во вре­мя под­го­тов­ки к эк­за­менам. Не дер­гай­те ре­бен­ка по пус­тя­кам, от­ло­жите «вос­пи­татель­ные ме­роп­ри­ятия», но­тации, уп­ре­ки. Не соз­да­вай­те си­ту­ацию тре­воги, стра­ха, не­уда­чи.

Сог­ла­суй­те с ре­бен­ком воз­можный ре­зуль­тат эк­за­мена, не наст­ра­ивай­те его толь­ко на мак­си­маль­ный, но ма­ло дос­ти­жимый ре­зуль­тат. В слу­чае не­уда­чи ре­бен­ка на эк­за­мене не па­никуй­те, не уст­ра­ивай­те ис­те­рику и воз­держи­тесь от об­ви­нений.

Сде­лай­те все, что­бы ут­ро пе­ред эк­за­меном бы­ло спо­кой­ным, при­готовь­те что-то лю­бимое на завт­рак, най­ди­те сло­ва, ко­торые поз­во­лят ре­бен­ку улыб­нуть­ся, снять нап­ря­жение, наст­ро­ить­ся на ус­пех.

От­но­шение к эк­за­мену как ис­пы­танию, ко­торое мож­но прой­ти толь­ко це­ной боль­ших жертв и, преж­де все­го, це­ной здо­ровья, - ошиб­ка. По­доб­ная ус­та­нов­ка ро­дите­лей час­то соз­да­ет до­пол­ни­тель­ные проб­ле­мы у ре­бен­ка.

Пред­ла­гаю ро­дите­лям, пе­даго­гам и уча­щим­ся рас­пе­чатать и об­су­дить па­мят­ки, ко­торые поз­во­лят наст­ро­ить­ся на эк­за­мен и, на­де­юсь, ус­пешно его сдать.


При­ложе­ние 1

«Ре­комен­да­ции ро­дите­лям по пси­холо­гичес­кой под­держ­ке и соп­ро­вож­де­нию де­тей в пе­ри­од под­го­тов­ки к ГИА»


Сло­во «эк­за­мен» пе­рево­дить­ся с ла­тинс­ко­го как «ис­пы­тание». Еди­ный го­сударс­твен­ный эк­за­мен яв­ля­ет­ся дей­стви­тель­но слож­ным ис­пы­тани­ем для сов­ре­мен­ных вы­пуск­ни­ков. По­мощь взрос­лых очень важ­на, пос­коль­ку че­лове­ку, кро­ме все­го про­чего, не­об­хо­дима еще и пси­холо­гичес­кая го­тов­ность к си­ту­ации сда­чи серьез­ных эк­за­менов. Имен­но ро­дите­ли мо­гут по­мочь сво­ему ре­бен­ку на­ибо­лее эф­фектив­но рас­по­рядить­ся вре­менем и си­лами при под­го­тов­ке к ЕГЭ.

Пси­холо­гичес­кая под­держ­ка - это один из важ­ней­ших фак­то­ров, оп­ре­деля­ющих ус­пешность Ва­шего ре­бен­ка в сда­че еди­ного го­сударс­твен­но­го эк­за­мена.

Под­держи­вать ре­бен­ка - зна­чит ве­рить в не­го. Под­держ­ка ос­но­вана на ве­ре в при­рож­денную спо­соб­ность лич­ности пре­одо­левать жиз­ненные труд­ности при под­держ­ке тех, ко­го она счи­та­ет зна­чимы­ми для се­бя.


Ос­новные при­чины пе­режи­ваний вы­пуск­ни­ков:

  1. Сом­не­ние в пол­но­те и проч­ности зна­ний
  2. Стресс нез­на­комой си­ту­ации
  3. Стресс от­ветс­твен­ности пе­ред ро­дите­лями и шко­лой
  4. Пси­хофи­зичес­кие и лич­ност­ные осо­бен­ности: тре­вож­ность, не­уве­рен­ность в се­бе и т.д.
  5. Сом­не­ние в собс­твен­ных спо­соб­ностях: в ло­гичес­ком мыш­ле­нии, уме­нии ана­лизи­ровать, кон­цент­ра­ции и расп­ре­деле­нии вни­мания, осо­бен­ности за­поми­нания и т.д.

Что­бы под­держать ре­бен­ка, не­об­хо­димо:

  • Опи­рать­ся на силь­ные сто­роны ре­бен­ка;
  • Из­бе­гать под­черки­вания про­махов ре­бен­ка;
  • Про­яв­лять ве­ру в ре­бен­ка, со­чувс­твие к не­му, уве­рен­ность в его си­лах;
  • Соз­дать до­ма обс­та­нов­ку дру­желю­бия и ува­жения, уметь и хо­теть де­монс­три­ровать лю­бовь и ува­жение к ре­бен­ку;


Как ро­дите­ли мо­гут под­держать сво­их де­тей при про­яв­ле­ни­ях пе­режи­ваний вы­пуск­ни­ков:

  1. 1. Сом­не­ние в пол­но­те и проч­ности зна­ний:
  • Об­су­дите с ре­бен­ком, ка­кие дис­ципли­ны ка­жут­ся ему на­ибо­лее слож­ны­ми, и по­чему. Вы­яс­ни­те, ка­кую по­мощь ждет от Вас ре­бенок (ор­га­низу­ющая, эмо­ци­ональ­ная, учеб­ная). Эта ин­форма­ция по­может сов­мест­но соз­дать план под­го­тов­ки и по­нять, на ка­кие пред­ме­ты при­дет­ся пот­ра­тить боль­ше вре­мени, а что тре­бу­ет толь­ко пов­то­рения.


  1. 2. Стресс нез­на­комой си­ту­ации:
  • Пос­та­рай­тесь ус­по­ко­ить­ся са­ми, так как ва­ше эмо­ци­ональ­ное сос­то­яние пе­реда­ет­ся де­тям и их вол­не­ние толь­ко уси­лива­ет­ся.
  • Ока­жите мак­си­маль­но воз­можную по­зитив­ную под­держ­ку: под­бадри­вай­те ре­бен­ка, все­ляй­те в не­го чувс­тво уве­рен­ности, наст­ра­ивай­те на по­ложи­тель­ный ре­зуль­тат.
  1. 3. Стресс от­ветс­твен­ности пе­ред ро­дите­лями:
  • Вза­имо­дей­ствие с ре­бен­ком не­об­хо­димо выст­ра­ивать с по­мощью до­верия, вза­им­ной под­держ­ки, по­нима­ния всей труд­ности си­ту­ации.
  • Не же­латель­но фик­си­ровать пос­то­ян­ное вни­мание ре­бен­ка на эк­за­мене. Ес­ли го­ворить об эк­за­мене слиш­ком час­то – у ре­бен­ка мо­жет воз­никнуть за­щит­ная ре­ак­ция (рав­но­душие, не­гатив и т.д.).
  • Прис­лу­шивай­тесь к прось­бам ре­бен­ка, пусть ваш ре­бенок чувс­тву­ет ва­шу под­держ­ку и же­лание по­мочь.


  1. 4. Пси­хофи­зичес­кие и лич­ност­ные осо­бен­ности:
  • Об­ра­тите вни­мание на пи­тание ре­бен­ка. Бла­гоп­ри­ят­но на ак­ти­виза­цию ра­ботос­по­соб­ности и моз­го­вой де­ятель­нос­ти вли­яют грец­кие оре­хи, мед, шо­колад, мо­реп­ро­дук­ты. Сле­дите за тем, что­бы ре­бенок обя­затель­но при­нимал ви­тами­ны (с мик­ро­эле­мен­та­ми).
  • Об­ра­тите вни­мание на сон ре­бен­ка: его про­дол­жи­тель­ность долж­на быть не ме­нее 8 ча­сов.
  • Не до­пус­кай­те пе­рег­ру­зок: вре­мя под­го­тов­ки долж­но че­редо­вать­ся со вре­менем от­ды­ха.
  • В пе­ри­од сда­чи эк­за­менов пос­та­рай­тесь не заг­ру­жать ре­бен­ка проб­ле­мами бы­тово­го ха­рак­те­ра.
  • По­моги­те ре­бен­ку конт­ро­лиро­вать свое эмо­ци­ональ­ное сос­то­яние: ча­ще спра­шивай­те о его са­мочувс­твии, о наст­ро­ении. Очень час­то сни­жен­ное эмо­ци­ональ­ное сос­то­яние ста­новит­ся при­чиной прос­тудных и ви­рус­ных за­боле­ваний
  • До­гово­ритесь с ре­бен­ком о вре­мени для прос­мотра те­леви­зи­он­ных пе­редач и компьютер­ных разв­ле­чений.


  1. 5. Сом­не­ние в собс­твен­ных спо­соб­ностях:
  • Об­су­дите с ре­бен­ком «силь­ные сто­роны» раз­ви­тия его пси­хичес­ких про­цес­сов (па­мять, тип мыш­ле­ния, осо­бен­ности восп­ри­ятия, вни­мания) и воз­можнос­ти их ис­поль­зо­вания при под­го­тов­ке и сда­чи эк­за­мена.
  • Воз­можно, сле­ду­ет об­ра­тить­ся за по­мощью к пси­холо­гу для вы­яв­ле­ния осо­бен­ностей раз­ви­тия поз­на­ватель­ной сфе­ры и, ис­хо­дя из это­го, по­луче­ния ре­комен­да­ций для ус­пешной под­го­тов­ки к сда­че ЕГЭ.









При­ложе­ние 2

«Ре­комен­да­ции пе­даго­гам по пси­холо­гичес­кой под­держ­ке и соп­ро­вож­де­нию де­тей в пе­ри­од под­го­тов­ки к ГИА»


Как пе­даго­ги мо­гут на­учить уча­щих­ся  пси­холо­гичес­ки го­товить се­бя к от­ветс­твен­но­му со­бытию?

  • пос­та­рай­тесь спо­кой­нее от­нестись к тре­бова­ни­ям ру­ководс­тва по по­воду под­го­тов­ки и про­веде­ния про­цеду­ры ГИА. Ваш дос­та­точ­ный опыт ра­боты в шко­ле с раз­личны­ми ка­тего­ри­ями уче­ников яв­ля­ет­ся за­логом Ва­шей ус­пешной ра­боты по под­го­тов­ке уча­щих­ся к ГИА;
  • ре­гуляр­но об­ме­нивай­тесь по­зитив­ным опы­том с кол­ле­гами по под­го­тов­ке Ва­ших уча­щих­ся к ГИА;
  • про­яв­ляй­те ин­те­рес по по­воду то­го, что имен­но вол­ну­ет уча­щих­ся при под­го­тов­ке к ГИА. Ста­рай­тесь от­ве­чать на эти воп­ро­сы;
  • под­держи­вай­те са­мо­оцен­ку уча­щих­ся, от­ме­чая каж­дое удач­но вы­пол­ненное за­дание;
  • учи­те де­тей пра­виль­но расп­ре­делять свое вре­мя в про­цес­се под­го­тов­ки к ГИА, ори­ен­ти­ру­ясь на ин­ди­виду­аль­ные осо­бен­ности са­мого ре­бен­ка;
  • ис­поль­зуй­те юмор во вза­имо­дей­ствии с уча­щими­ся. Это зна­читель­но сни­жа­ет уро­вень тре­вож­ности и обес­пе­чива­ет по­ложи­тель­ный эмо­ци­ональ­ный ком­форт;
  • про­думай­те пу­ти вза­имо­дей­ствия с ро­дите­лями: что­бы вы мог­ли бы со­об­ща сде­лать в про­цес­се под­го­тов­ки к ГИА, расп­ре­делив от­ветс­твен­ность меж­ду шко­лой и семьей;
  • поз­на­комь­те уча­щих­ся с ме­тоди­кой под­го­тов­ки к ГИА. Об­ра­тите вни­мание на воз­можность сос­тавле­ния кар­то­чек, вы­писок по на­ибо­лее слож­ным те­мам, ко­торые мо­гут со­дер­жать клю­чевые мо­мен­ты те­оре­тичес­ких по­ложе­ний, ос­новных фор­мул, оп­ре­деле­ний и т.п. Это по­может уча­щим­ся не толь­ко под­го­товить­ся, но и гра­мот­но ра­ботать с текс­та­ми;
  • по­сове­туй­те уча­щим­ся и их ро­дите­лям, ка­кими до­пол­ни­тель­ны­ми ис­точни­ками це­лесо­об­разнее поль­зо­вать­ся с целью ус­пешной сда­чи ГИА;
  • уде­ляй­те долж­ное вни­мание сов­мест­но­му с уча­щими­ся де­лово­му об­сужде­нию воп­ро­сов, свя­зан­ных с пра­вила­ми по­веде­ния во вре­мя про­цеду­ры ГИА.









При­ложе­ние 3

«Ре­комен­да­ции уча­щим­ся по пси­холо­гичес­кой под­го­тов­ке к ГИА, поз­во­ля­ющей бо­лее эф­фектив­но сдать эк­за­мены»



  1. Под­го­тов­ка к эк­за­мену:
  • сна­чала под­го­товь мес­то для за­нятий: убе­ри со сто­ла лиш­ние ве­щи, удоб­но рас­по­ложи нуж­ные учеб­ни­ки, по­собия, тет­ра­ди, бу­магу, ка­ран­да­ши и т.п.;
  • мож­но ввес­ти в ин­терьер ком­на­ты жел­тый и фи­оле­товый цве­та, пос­коль­ку они по­выша­ют ин­теллек­ту­аль­ную ак­тивность. Для это­го бы­ва­ет дос­та­точ­но ка­кой-ли­бо кар­тинки в этих то­нах или эс­тампа;
  • сос­тавь план за­нятий. Для на­чала оп­ре­дели: кто ты - "со­ва" или "жа­воро­нок", и в за­виси­мос­ти от это­го мак­си­маль­но ис­поль­зуй ут­ренние или ве­чер­ние ча­сы. Сос­тавляя план на каж­дый день под­го­тов­ки, не­об­хо­димо чет­ко оп­ре­делить, что имен­но се­год­ня бу­дет изу­чать­ся. Не во­об­ще: "нем­но­го по­зани­ма­юсь", а ка­кие имен­но раз­де­лы и те­мы;
  • нач­ни с са­мого труд­но­го, с то­го раз­де­ла, ко­торый зна­ешь ху­же все­го. Но ес­ли те­бе труд­но "рас­ка­чать­ся", мож­но на­чать с то­го ма­тери­ала, ко­торый те­бе боль­ше все­го ин­те­ресен и при­ятен. Воз­можно, пос­те­пен­но вой­дешь в ра­бочий ритм, и де­ло пой­дет;
  • че­редуй за­нятия и от­дых, ска­жем, 40 ми­нут за­нятий, за­тем 10 ми­нут - пе­рерыв. Мож­но в это вре­мя по­мыть по­суду, по­лить цве­ты, сде­лать за­ряд­ку, при­нять душ;
  • не на­до стре­мить­ся к то­му, что­бы про­читать и за­пом­нить на­изусть весь учеб­ник. По­лез­но струк­ту­риро­вать ма­тери­ал за счет сос­тавле­ния пла­нов, схем, при­чем же­латель­но на бу­маге. Пла­ны по­лез­ны и по­тому, что их лег­ко ис­поль­зо­вать при крат­ком пов­то­рении ма­тери­ала;
  • го­товясь к эк­за­менам, ни­ког­да не ду­май о том, что не спра­вишь­ся с за­дани­ем, а нап­ро­тив, мыс­ленно ри­суй се­бе кар­ти­ну три­ум­фа;
  • ос­тавь один день пе­ред эк­за­меном на то, что­бы вновь пов­то­рить все пла­ны от­ве­тов, еще раз ос­та­новить­ся на са­мых труд­ных воп­ро­сах.
  1. На­кану­не эк­за­мена:
  • мно­гие счи­та­ют: для то­го, что­бы пол­ностью под­го­товить­ся к эк­за­мену, не хва­та­ет все­го од­ной, пос­ледней пе­ред ним но­чи. Это неп­ра­виль­но. Ты уже ус­тал, и не на­до се­бя пе­ре­утом­лять. Нап­ро­тив, с ве­чера пе­рес­тань го­товить­ся, при­ми душ, по­гуляй. Выс­пись как мож­но луч­ше, что­бы встать от­дохнув­шим, с ощу­щени­ем сво­его здо­ровья, си­лы, "бо­ево­го" наст­роя. Ведь эк­за­мен - это сво­еоб­разная борь­ба, в ко­торой нуж­но про­явить се­бя, по­казать свои воз­можнос­ти и спо­соб­ности;
  • в шко­лу пе­ред эк­за­меном ты дол­жен явить­ся, не опаз­ды­вая.
  1. Во вре­мя эк­за­мена:
  • сос­ре­доточь­ся! Пос­та­рай­ся на вре­мя за­быть про ок­ру­жа­ющих. Для те­бя долж­ны су­щест­во­вать толь­ко текст за­даний и ча­сы, рег­ла­мен­ти­ру­ющие вре­мя эк­за­мена. То­ропись не спе­ша! Жест­кие рам­ки вре­мени не долж­ны вли­ять на ка­чест­во тво­ей ра­боты;
  • нач­ни с лег­ко­го! Нач­ни с ре­шения тех за­дач (от­ве­та на те воп­ро­сы), в зна­нии ко­торых ты не сом­не­ва­ешь­ся, не ос­та­нав­ли­ва­ясь на тех, ко­торые мо­гут выз­вать дол­гие раз­думья. Тог­да ты ус­по­ко­ишь­ся, го­лова нач­нет ра­ботать бо­лее яс­но и чет­ко, и ты вой­дешь в ра­бочий ритм. Ты как бы ос­во­бодишь­ся от нер­вознос­ти, и вся твоя энер­гия по­том бу­дет нап­равле­на на бо­лее труд­ные воп­ро­сы;
  • чи­тай воп­ро­сы и за­дания до кон­ца! Спеш­ка не долж­на при­водить к то­му, что ты ста­ра­ешь­ся по­нять ус­ло­вия за­дачи "по пер­вым сло­вам" и дост­ра­иваешь кон­цовку в собс­твен­ном во­об­ра­жении. Это вер­ный спо­соб со­вер­шить до­сад­ные ошиб­ки в са­мых лег­ких за­дачах;
  • зап­ла­нируй два кру­га! Расс­чи­тай вре­мя так, что­бы за две тре­ти все­го от­ве­ден­но­го вре­мени прой­тись по лег­ким воп­ро­сам (за­дачам) ("пер­вый круг"), а по­том спо­кой­но вер­нуть­ся и по­думать над труд­ны­ми, ко­торые те­бе вна­чале приш­лось про­пус­тить ("вто­рой круг");
  • про­верь! Ос­тавь вре­мя для про­вер­ки сво­ей ра­боты, хо­тя бы, что­бы ус­петь про­бежать гла­зами и за­метить яв­ные ошиб­ки;
  • уга­дывай! Ес­ли ты не уве­рен в вы­боре от­ве­та, но ин­ту­итив­но мо­жешь пред­по­честь ка­кой-то от­вет дру­гим, то ин­ту­иции сле­ду­ет до­верять! При этом вы­бирай та­кой ва­ри­ант, ко­торый, на твой взгляд, име­ет боль­шую ве­ро­ят­ность;
  • не па­никуй! Са­мое глав­ное – ус­по­ко­ить­ся и сос­ре­дото­чить­ся, и тог­да ус­пех не зас­та­вит се­бя ждать!